12 распространенных ошибок при сведении (часть 1 из 2)
Список сокращений:
НЧ – Низкие частоты
СЧ – Средние частоты
SPL – Sound Pressure Level (Уровень звукового давления)
АЧХ – Амплитудно-частотная характеристика
Будучи мастеринг-инженером, я слушаю большое количество миксов, сделанных в разных студиях. Некоторые прекрасны, некоторые – нет. Но поражает меня то, насколько часто записи страдают от одних и тех же ошибок. Хорошая новость в том, что их можно с легкостью избежать или исправить, если следовать нескольким простым техникам.
В этой статье я рассмотрю 12 распространенных ошибок при сведении и объясню, как решить их. Данный материал поможет тем людям, чьи миксы не могут раскрыться из-за нехватки панча, чистоты и детализации, чей продакшн стал заложником динамического и частотного дисбаланса, а также если работа не звучит широко и глубоко, как композиции, на которые вы равняетесь. Я рассмотрю каждую проблему и ее решение индивидуально.
1. Бубнящий или плоско звучащий микс
Среди миксов, которые я слушаю, самая распространенная проблема – это неверный баланс низких частот. Это выливается либо в тонко звучащие, либо в бубнящие миксы. Некоторые из них даже страдают от обеих проблем в разных частях песни.
Главная причина перекоса НЧ – это, как правило, комната без акустического оформления, которое должно подавлять моды комнаты (стоячие звуковые волны в помещении, выражающиеся как узкие пики и срезы в частотном диапазоне и доставляющие больше всего проблем как раз в области НЧ) и помогать сформировать правильную звуковую картину. Эти акустические проблемы могут заставить вас, к примеру, поднять НЧ на эквалайзере больше, чем нужно, чтобы, как вам кажется, сделать микс плотнее, хотя на самом деле все уже было в порядке.
По правде говоря, даже комнаты, в которые вложены тысячи долларов, могут иметь проблемы с гуляющими низами, но все же их можно частично решить или хотя бы значительно уменьшить при правильной акустической отделке. Как правило, даже один или два мода комнаты, звучащих в точке прослушивания, не позволяют трезво оценить баланс НЧ при сведении.
В большинстве контрольных комнат есть как минимум одна основная точка, где комнатные моды и аномалии НЧ сильно ослаблены или даже полностью отсутствуют, а также альтернативная.
Как же узнать, где лучшая точка прослушивания? В идеале у вас должно быть больше одной пары мониторов, на которых можно послушать любой хорошо знакомый вам профессиональный микс, имеющий максимально полный частотный диапазон. Выбирайте его внимательно: низ трека должен звучать одинаково хорошо на всех источниках звука, которые есть в распоряжении.
Пройдитесь по вашей комнате, пока играет микс, и слушайте, как звук в области НЧ изменяется и как на него влияет само помещение. Отметьте, где звук был самым удачным (где НЧ звучат в достатке, но без избытка), кроме основной позиции прослушивании. Это место станет второй точкой, которая поможет принять правильное решение по балансу в ваших миксах.
К большому сожалению, альтернативная позиция прослушивания, как правило, находится в значительном удалении от рабочего места, поэтому вы скорее всего не сможете параллельно вносить правки. Например, в моей комнате такое место находится в метре от задней стены помещения.
2. Резкий, утомляющий звук
Конечно, цифровые аудиосистемы имеют репутацию холодно звучащих в сравнении с аналоговыми, но, в основном, проблема резких и утомляющих миксов – это банальная нехватка опыта у звукорежиссера. Как правило, так выходит, когда вы делаете излишние подъемы в области верхней середины и ВЧ на множестве дорожек.
Обычный сценарий: вы сводите уже много часов на высокой громкости, что сильно уменьшает чувствительность ушей к ВЧ, и начинает казаться, что верха не хватает. Далее вы поднимаете эти области частот, чтобы восполнить их «нехватку». На следующий день после микширования, когда ваш слух полностью восстановился, все, естественно, звучит, будто ногтями скребут по стеклу. И далее вместо того чтобы убрать избыток СЧ и ВЧ, вы решаете поднять НЧ, надеясь, что микс от этого станет теплее. Это не решит проблему, а вы вдобавок получите проблемы с фазой, вызванные излишним поднятием НЧ (если вы, конечно, не делали это с помощью линейного эквалайзера) и дополнительные пики частот, которые еще больше разрушат ваш микс. Таким образом, у вас будет одновременно и перебор баса, и крайне неприятный верх. Также сильно уменьшится хэдрум (запас громкости до цифровой перегрузки), что не даст разогнать громкость до нужной при мастеринге.
Решение проблемы в том, что вы должны работать на комфортной (то есть, низкой) громкости и не давать ушам сильно уставать. Вам нужно отчетливо понимать, когда для ясности звучания лучше убрать немного НЧ, чем поднимать середину или ВЧ. Помните главное правило эквализации: по возможности частоты всегда лучше опускать, чем поднимать.
Другим фактором резкого и неприятного звучания может стать избыточное наслоение инструментов, звучащих в одном и том же частотном диапазоне. Вы должны понимать, когда нужно снизить громкость яркого органного пэда, чтобы смягчить общее звучание микса. Аналогичный пример: вам правда так нужны эти одновременно играющие 13 дублей электрогитары? Каждый элемент, который в массе не слышен, а звучит одновременно с основными, будет только усиливать одну область частот, что на выходе даст резкий звук. Как правило, когда проблема звучания в самой аранжировке, то вам не поможет даже большое количество эквализации.
3. Не хватает воздуха и тела
Конечно, для хорошего звучания иногда действительно требуется поднять частоты эквалайзером. Вы можете значительно сильнее поднимать НЧ и ВЧ, нежели середину, так как это связано с особенностями нашего слуха и восприятия – мы менее тонко чувствуем изменения в этих диапазонах частот. Тем не менее, даже после экстремальных подъемов данных областей, вы можете с удивлением обнаружить, что от этого ваш микс не стал звучать воздушнее или массивнее.
Повторюсь, проблема может быть в том, что вы производите эквализацию на слишком большой громкости: наше ухо воспринимает частоты в зависимости от силы звукового давления (SPL), что наглядно демонстрирует кривая Флэтчера-Мэнсона. Говоря простым языком, это означает, что ухо куда менее чувствительно к НЧ и ВЧ при прослушивании на низком уровне громкости, нежели на высоком. Именно поэтому многие бытовые стереосистемы имеют функцию компенсации НЧ, чтобы нивелировать разницу в АЧХ сигнала при прослушивании на маленькой громкости. Тем не менее, при работе на высокой громкости ваши уши быстро устают, и сделанные изменения далеко не всегда оказываются верными и не приводят к мощному и прозрачному миксу. Поэтому громкость лучше поднимать периодически, а затем возвращаться на исходную после нужных правок.
Зная этот факт, я провожу большую часть времени, работая на громкости не выше, чем, например, спокойная беседа двух людей, а иногда даже ниже. Если мой микс звучит здорово на низкой громкости, то гарантировано, что он прозвучит еще лучше на высокой. Плюс такой работы в том, что мои уши не замыливаются, поэтому я могу аккуратно и точно сводить продолжительное время. Чтобы понять, все ли сделано правильно, раз в час я сильно поднимаю громкость на 20 секунд или около того, чтобы убедиться, что и низ, и верх трека звучат хорошо, а я не ошибся с эквализацией.
Еще один момент. Если вы компрессируете дорожки инструментов, вроде бас-гитары или тарелок, после эквалайзера, то есть вероятность, что работа компрессора негативно повлияет на любые подъемы частот, сделав их более явными. Старайтесь в таких случаях располагать компрессоры до эквалайзеров в цепи обработки.
4. Значительные всплески частот
Временами тембры некоторых инструментов в миксе (или всех сразу) имеют резкие всплески частот и нуждаются в подавлении, чтобы не мешать другим. Например, бубнеж бас-гитары или акустической гитары на определенных нотах нужно исправлять сразу. Часто в правках нуждается основной вокал, который звучит хорошо в спокойных частях песни, но в припевах у него вылезают неприятные, режущие слух артефакты в верхнем частотном диапазоне. Иногда и целый микс становится очень резким, когда все серединистые инструменты одновременно звучат в какой-либо части песни.
В таких случаях требуется прибегнуть к динамической эквализации или ее автоматизации, так как одни настройки на всю песню могут не сработать. Можно также воспользоваться многополосным компрессором (мультибендом) на отдельных дорожках или на всем миксе, чтобы исправить такие артефакты. Многополосный компрессор позволит нам работать с каждым выбранным диапазоном частот отдельно, компрессируя только нужное. Примерами таких приборов можно назвать железный Tube Tech SMC-2BM или плагины, вроде FabFilter Pro-MB, мультибенд в бандле Izotope Ozone, Waves C4, LinMB и другие.
Алгоритм работы с ними такой: разделите сигнал на полосы и включите в соло-режим ту, с которой собираетесь работать. Сильно опустите порог (threshold) сжатия, чтобы более явно слышать изменения в сигнале, затем по вкусу настройте соотношение (ratio), атаку (attack) и время восстановления (release), а потом начните поднимать порог, делая сжатие менее явным. При правильной настройке мультибенд будет автоматически подавлять резкие всплески частот в нужном диапазоне, делая сигнал более «гладким».
5. Недостаток детализации
Если микс страдает от нехватки деталей, подъем ВЧ далеко не всегда будет правильным выходом из ситуации. Это может сделать звук пластмассовым и резким, а проблема при этом останется. Значительно эффективнее опускать нижнюю середину и низ трека: перебор в этих диапазонах делает микс мутным и замыливает атаки инструментов (транзиенты). Для начала попробуйте сделать вырезы в районе 200-500 Гц, а уже потом приниматься за подъем ВЧ. Главное – это не перестараться, так как вы рискуете лишить микс тела, убрав слишком много нижней середины.
Второй распространенной ошибкой при недостатке детализации является излишняя громкость инструментов с долгим сустейном, например струнных или синтезаторных пэдов. Как только вы понизите громкость всех дорожек с невыраженной атакой, перкуссионные звуки сразу начнут пробиваться в миксе, делая его более детализированным.
6. Недостаток панча
Микс, в котором не достает деталей, страдает еще и от нехватки панча: из-за перенасыщенных НЧ у инструментов пропадают атаки. Как только спектральный баланс уже сделан, не поднимайте одновременно НЧ и ВЧ, чтобы сделать все сочнее. Избыток ВЧ сделает микс пластмассовым, в то время как много НЧ создадут бубнеж.
Вместо эквализации правильнее будет усилить атаку и добавить тела нужным инструментам с помощью компрессора, будь то trap-ударные или бас-гитара. SSL-компрессоры или прибора типа VCA с медленной атакой и быстрым временем восстановления (30-70мс) могут в этом помочь.
Также отличным решением будет трэнзиент-шейпер, например SPL Transient Designer. Этот процессор использует огибающую для изменения амплитудных характеристик атаки и времени восстановления сигнала. Несмотря на малое количество органов управления, прибор может значительно усилить пинок и щелчок бочки, а также добавить «мяса» рабочему барабану или раскачать дорожку с басом.
Для более продвинутого изменения транзиентов сигнала можно использовать, например, Waves TranX. Он имеет те же самые органы управления, только вдобавок позволяет контролировать фазу восстановления сигнала.
7. Избыток компрессии
Конечно, в наши дни большинство миксов страдает от этой проблемы, и многие из них невозможно слушать больше двух минут. Перекомпрессия стала своего рода чумой в нашей индустрии. Поймите меня правильно, я люблю компрессию на шинах с инструментами и люблю, когда мои миксы звучат громко, но есть большая разница между динамичными, качающими и абсолютно зажатыми треками, в которых ты слышишь только раздражающий шум и цифровой дисторшн.
Каждый сам имеет представление, как много компрессии должно быть в его миксе, но у меня есть более объективное предложение, как определить ее количество: нужно брать во внимание значения крест-фактора в ваших анализаторах. Крест-фактор – это разница в между пиковыми и RMS-значениями сигнала, выраженная в децибелах. Чем ниже крест-фактор, тем меньше в треке динамики и искажений, чем он выше – тем их больше. Он поможет вам определять, когда в вашем миксе слишком много компрессии.
Послушайте свои любимые записи, звук в которых является для вас эталоном, загрузите их в DAW и внимательно посмотрите на значения крест-фактора по анализаторам (перед этим убедитесь, что все обработки отключены, а измерители показывают пиковые уровни сигнала). Обратите внимание, как сильно значения подскакивают в динамичных частях песни. Далее попробуйте сделать такой же крест-фактор у вас в миксах. Помните: анализатор – верный друг и помощник звукорежиссера.
(продолжение в следующем посте)